Проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6 – 11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» с 2018 года, на основании перечня поручений Президента Российской Федерации, реализуется в ряде субъектов РФ. С сентября 2019 года наша образовательная организация тоже вошла в число школ – участников этого проекта.
Уникальность Проекта, основанная на комплексной диагностике навыков и склонностей участника с помощью тестирования, а также возможность непосредственного погружения в профессию посредством практических мероприятий, способствует формированию осознанного построения собственной траектории развития. Цифровое портфолио, фиксирующееся в личных кабинетах участников и формирующееся на основе результатов профориентационного тестирования, информации о прохождении практических мероприятий различных уровней, а также обратной связи от наставников, предоставляет родителям возможность понять, к какой сфере деятельности учащийся имеет большую заинтересованность и предрасположенность. Это в значительной степени координирует последующие действия родителей в отношении дальнейшего углубленного профессионального образования ребенка.
Проект не предоставляет ответ на вопрос «Кем быть?», а дает возможность понять, какие сферы профессий находятся в приоритетном спектре интересов участника. Обеспечение полной заинтересованности и поддержки со стороны родителей способствует большей открытости учащихся при участии в Проекте, и, как следствие, большей эффективности от вовлеченности в него. Чем более воодушевлен и участлив обучающийся, тем качественнее будут показатели и результаты тестирования, тем конкретнее будут рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности).
Проект «Билет в будущее» имеет цель повысить степень компетентности участника в сфере профессий до различимого понимания собственной профессиональной заинтересованности и предрасположенности.
Проект «Билет в будущее» включает три ключевых этапа. На первом этапе участники проходят комплексную онлайн-диагностику, которая определяет их уровень осознанности и готовности к выбору, степень владения ключевыми «гибкими навыками» (такими как память, внимание, пространственное мышление, коммуникативность и т.п.), а также сферу профессиональных интересов и знания о конкретных компетенциях. На втором этапе участники выбирают очные профориентационные события, где знакомятся с миром профессий, самостоятельно пробуют свои силы в тех или иных компетенциях во время профессиональных практикумов (практических мероприятий) и общаются с опытными наставниками. Результаты онлайн-тестирования, информация о прохождении профессиональных проб и обратная связь от наставников фиксируются в личных кабинетах участников, формируя цифровое портфолио. На основе этих данных на третьем этапе Проекта каждый учащийся получает рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности). В учебном плане содержится информация о развивающих мероприятиях, курсах, кружках, доступных в его городе, и максимально подходящих под интересы и уровень знаний участника.
Важным направлением Проекта «Билет в будущее» является подготовка региональных команд, которые координируют реализацию профориентационных мероприятий в субъекте Российской Федерации.
В состав региональной команды входят представитель органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в сфере образования; региональный координатор; директор общеобразовательной организации; директор учреждения дополнительного образования; директор учреждения среднего профессионального образования и педагог-навигатор (сотрудник общеобразовательной организации, отвечающий за профессиональную ориентацию и применяющий возможности Проекта для формирования рекомендаций по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности).
Онлайн-диагностика в рамках Проекта состоит из 3 этапов и позволяет комплексно оценить готовность ребенка к осознанному выбору будущей профессии. Блоки тестов отличаются по содержанию в зависимости от возрастной категории участников. Диагностика проводится поэтапно на электронном ресурсе (платформе) Проекта, результаты ее сохраняются в личном кабинете участников. Участники, прошедшие диагностику полностью, получают возможность участвовать в практических мероприятиях.
Официальный сайт проекта «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru
С 2024 года в проекте «Билет в будущее» принимают участие 14 педагогов-навигаторов и 17 классов нашей школы!